Об утверждении Генерального плана города Элисты (с изменениями на 29 сентября 2016 года)

Об утверждении Генерального плана города Элисты (с изменениями на 29 сентября 2016 года), Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия от 01 июля 2010 года №1













[an error occurred while processing the directive]

[an error occurred while processing the directive]

[an error occurred while processing the directive]





I. Учет интересов Российской Федерации, Республики Калмыкия при осуществлении градостроительной деятельности и развитие на территории г. Элиста объектов Субъекта Федерации

     В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, с учетом протокола публичных слушаний по проекту Генерального плана города Элисты от 18 июня 2009 года и решения публичных слушаний от 18 июня 2009 года, руководствуясь статьей 20 Устава города Элисты, Элистинское городское Собрание решило:

2.2. опубликовать Генеральный план города Элисты в газете «Элистинская панорама» и разместить на официальном сайте Мэрии города Элисты в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Территориальное планирование в пределах города Элиста осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации посредством разработки документа территориального планирования — генерального плана города.

Генеральный план города разработан с учетом «Схемы территориального планирования Республики Калмыкия», «Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 г.», «Программы социально-экономического развития г. Элисты на 2006 — 2012 г.г.», «Стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2025 г.».

Настоящий Генеральный план частично развивает, частично пересматривает принципы, заложенные в предыдущих положениях генеральных планов города Элисты.

— территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды.

Проектные решения генерального плана города Элисты на перспективу являются основанием для планирования развития крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на прогнозируемый период.

Реализация генерального плана города Элисты осуществляется на основании плана реализации генерального плана, принимаемого в соответствии с действующим законодательством.

План реализации генерального плана города Элисты является основанием для подготовки и утверждения муниципальных целевых программ капитальных вложений.

— Создание базы для стимулирования средствами территориального планирования и градостроительного зонирования развития территорий в г. Элисте, переход города в полифункциональный центр, за счет опережающего развития образовательной, научно-исследовательской, культурной, финансовой, транспортной составляющей;

— развитие и территориальная привязка социальной сферы: доступное образование, современное медицинское обслуживание, новое жилищное строительство и реконструкция жилого фонда;

— снижение риска возможных негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объекты производственного, жилого и социального назначения, окружающую среду в рамках полномочий местного самоуправления.

Цели и задачи территориального планирования реализуются посредством осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в виде определения перечня мероприятий по территориальному планированию, принятия плана реализации генерального плана, принятия и реализации муниципальных целевых программ. По проектным решениям генерального плана, осуществление которых выходит за пределы их полномочий, органы местного самоуправления выходят с соответствующей инициативой в органы государственной власти Республики Калмыкия.

Документ территориального планирования — генеральный план г. Элисты в ее концептуальном выражении представлен в виде градостроительной системы, первый уровень декомпозиции которой определен в следующем виде:

— безусловная приоритетность инвестиций в человека и, прежде всего в образование, что является непременным условием конкурентоспособности в мировой экономике, а также здравоохранение;

— значительное сокращение бедности по мере роста денежных доходов населения на основе экономического роста и уменьшения их дифференциации, а также усиления адресности социальной поддержки населения, перераспределения социальных расходов в пользу малоимущих;

— улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения, и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости и последующего демографического роста;

— формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимального аккумулирования средств бюджета, населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе — обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг;

— создание для трудоспособного населения города экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

В соответствии с Программой социально-экономического развития г. Элисты прогнозируется увеличение среднедушевых денежных доходов населения, а также сокращение населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

В соответствии с принятым прогнозом общая численность населения города стабилизируется и на 2026 г. остается практически на прежней величине 98 327 чел. против 103 034 чел. С этой целью необходимо уделить внимание и проводить миграционную политику с целью снижения отрицательного миграционного баланса.

Прогноз демографической нагрузки на 1000 работающего населения говорит об увеличивающейся нагрузки с 528 чел в 2006 г. до 781 чел. в 2026 г. или на 147,9%.

— обеспечить устойчивый рост ВРП города с опережающими темпами развития сферы материального производства, что характерно для современного мирового хозяйства — отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь ее наукоемких подразделений.

— уделяя необходимое внимание всем структурным подразделениям с целью перспективной сбалансированности хозяйственного комплекса города, основной упор следует сделать на приоритетные его кластеры, определяющие весомое место региона в территориальном разделении труда страны, Южного Федерального округа.

— осуществление комплекса мероприятий по повышению инвестиционного потенциала и уменьшению инвестиционного риска с целью повышения инвестиционной привлекательности города для отечественных и зарубежных инвесторов. В структуре инвестиционного потенциала наибольшие резервы для роста имеет инновационная, производственная и трудовая, а инвестиционного риска — криминальная, социальная и политическая составляющие.

— уделяя необходимое внимание всем структурным подразделениям с целью перспективной сбалансированности хозяйственного комплекса города, основной упор следует сделать на приоритетные его кластеры:

Актуальной является проблема реконструкции, технического и технологического обновления действующих предприятий, создания и оптимизации размещения новых мощностей по переработке овощей, мяса и налаживание систем транспортировки и сбыта их продукции жителям города.

В перспективном развитии экономики города Элиста важную роль может и должно сыграть малое предпринимательство. Предусмотреть особую роль малого предпринимательства в оптимизации размещения производительных сил города и развития депрессивных его районов.

Цель пространственной подсистемы — создание безопасной экологически чистой, эстетически привлекательной среды, решение всех инженерных и транспортных вопросов города.

— развитие транспортной системы города направлено на поддержание и развитие основных транспортных потоков восток — запад, север — юг, создания терминальных комплексов, совершенствования современной транспортной связи между районами города с целью обеспечения трудовых и бытовых корреспонденций;

— развитие г. Элиста, как центра инновационной, культурной и научной деятельности — центра прилегающих аридных территорий Республики Калмыкия, Ростовской области, Ставропольского края, Республики Дагестан.

Цель экологической системы города — сохранение баланса среды обитания регионального сообщества с экологической средой. Определение ареала обитания урбосистем, степень компенсации загрязнения.

— в течение проектного срока ликвидировать загрязнение водных объектов промстоками и неочищенными канализационными стоками, загрязненными ливневыми водами, сбросными водами сельскохозяйственных предприятий.

— ликвидировать загрязнение и захламление территории города твердыми отходами производства и потребления, неудовлетворительное обращение с отходами на существующих полигонах ТБО, несанкционированное размещение ТОПП на землях, представляющих хозяйственную или рекреационную ценность (стихийные свалки).

— сократить нерациональное использование природных ресурсов (земель и полезных ископаемых), нарушение установленного режима хозяйственной деятельности на территории г. Элисты;

Генеральным планом г. Элиста даются предложения по развитию территории города, находящиеся в сфере полномочий Субъекта Российской Федерации — Республики Калмыкия. Данные предложения рекомендуется представить Правительству Республики Калмыкия для рассмотрения и принятия решения по их реализации в рамках процедур установленных действующим законодательством.

1.1. Реализация основных решений документов территориального планирования Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов программного характера в области развития территорий, установления и соблюдения режима ограничений на использование территорий.

1.2. Реализация основных решений документов территориального планирования Республики Калмыкия, республиканских целевых программ и иных документов программного характера в области развития территорий, установления и соблюдения режима ограничений на использование территорий.

1.3. Учет интересов сопредельных муниципальных образований, отраженных в соответствующих документах территориального планирования, и ограничений на использование территорий, распространяющихся на территорию города Элисты.

2.1. Установление и закрепление административных границ города, муниципального образования «Городской округ город Элиста» в соответствии с отображением в графической части проекта.

2.5. Выполнение программы совершенствования и развития федеральных и основных территориальных дорог Республики Калмыкия до 2005 года с прогнозом до 2020 год. Реализация Западного транспортного обхода города.

2.7. Реконструкция аэропорта «Элиста» до уровня международных стандартов и создание на его базе к 2017 г. современного мультимодального транспортного узла.

В настоящее время в регионе реализуется Республиканская целевая (комплексная) программа «Обеспечение населения Республики Калмыкия доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы».

Выделение административных и планировочных районов города по общегородским магистралям — улиц Джангара и Кирова связано с необходимостью развития в пределах города районных подцентров обслуживания населения эпизодическими предприятиями обслуживания, снижения нагрузки на общегородской центр, обеспечения доступных расстояний до районных центров.

1. Генеральным планом города даны предложения по организации двух административных районов город с целью совершенствования инфраструктуры по обслуживанию населения города (перспективный срок реализации генерального плана).

a. Изменение границы городского округа город Элиста с целью передачи земель, на которых расположен поселок Нарын, Булуктинскому сельскому поселению Приютненского района. Площадь основного участка, таким образом, уменьшится и составит около 19,8 тыс. га.

b. Изменение границы городского округа город Элиста с целью объединения основного и чересполосного участков территории муниципального образования. Для реализации данного мероприятия необходимо передача части земель одним из районных муниципальных образований — Приютненским или Целинным — городскому округу городу Элисте для организации территориальной связи двух участков. Изменение границ округа и соседних муниципальных образований должно выполняться с учетом мнения населения.

c. Установление границы населенного пункта города Элисты. Предлагаемая проектом граница города включает территории, занятые жилыми, общественными, промышленными, коммунальными и др. зданиями, элементами инженерной и транспортной инфраструктуры города. В восточной части граница города совпадает с границей городского округа до реки Аршань. Далее по реке Аршань граница идет в западном направлении до границы промышленно-коммунальной зоны пос. Аршан. Затем граница поворачивает на север до автомобильной дороги Ставрополь — Элиста — Астрахань и по этой автодороге на восток до поста ДПС с включением в территорию города хурульного комплекса и коммунальных объектов, расположенных вдоль трассы. После по дороге Элиста — Зимовники до границы городского округа на востоке. Далее по границе городского округа на север до пересечения с железной дорогой, затем по северной границе отвода железной дороги на северо-запад с включением в черту города территорий спецназначения и северной промышленно-коммунальной зоны. Далее по северной объездной автодороге до пересечения с автодорогой Ставрополь — Элиста — Астрахань, включая территорию городской свалки. Площадь города в проектируемых границах составит около 9236 га.

d. Установление границ населенного пункта поселка Аршан. На севере и востоке границы поселка совпадают с южными границами города Элисты. На юге граница поселка совпадает с предлагаемыми границами городского округа город Элиста. Западная граница установлена по границам землепользователей на землях сельскохозяйственного использования. Площадь поселка в проектируемых границах составит около 987 га.

e. Установление границ населенного пункта поселка Салын. Границы поселка установлены по границам землепользователей на землях сельскохозяйственного использования. Площадь поселка в проектируемых границах составит около 309 га.

— в земли сельскохозяйственного назначения существующие территории, используемые под сельскозяйственное производство (общая площадь около 8604,5 га).

Предлагаемое проектом изменение функционального зонирования позволит упорядочить характер использования территории в соответствии с приоритетным функциональным назначением, определенным на основании комплексного анализа существующего положения.

Режимы использования функциональных зон определяются в проекте генерального плана, затем закрепляются в проекте Правил землепользования и застройки города Элисты.

Размещение жилой застройки трех основных типов — многоквартирной, индивидуальной и смешанной должно осуществляться в соответствии со Схемой функционального зонирования.

При увеличении территорий индивидуальной жилой застройки к расчетному сроку до 40%, объем многоквартирного жилого фонда должен увеличиться до 55% в перспективе, объем малоэтажного высокоплотного жилого фонда составит 5%.

Размещение жилой застройки усадебного типа планируется на свободных землях преимущественно в западном планировочном районе, южной части города и частично на востоке.

Многоэтажное строительство размещается на реконструируемых территориях центральной части города и на территориях восточной промышленной зоны после вывода ряда предприятий. Малоэтажное жилищное строительство предполагается в большей степени в южной и западной частях города.

Генеральным планом даны предложения по расчетно-градостроительным районам города, основанным на радиусах обслуживания населения детскими и школьными учреждениями.

Промышленность в городе представлена двумя крупными промышленными узлами — восточным и северным и промышленной группой на въезде со стороны Ставрополя.

Особенность промышленных зон города — это низкий коэффициент использования территории, доходящий до 5-15%. Подавляющая часть промышленных предприятий не функционирует. Генеральным планом предлагается часть территории восточной промышленной зоны, прилегающей к главной улице города, передать под жилую застройку. Выносу подлежат экологически «грязные» предприятия, имеющие значительные санитарно-защитные зоны. Дальнейшее развитие получит северная промышленная зона, расположенная удачно относительно селитебных территорий с учетом основных направлений ветра, примыкающая к железной дороге и аэропорту. Там же возможно организовать транспортно-логистический узел.

Зона общественной застройки располагается в центральной части города, создавая «ядро центра», в районных центрах, на общегородских магистралях и узлах. Предлагается дальнейшее развитие общегородского центра вдоль улицы Ленина.

Планировочная структура города складывается из следующих элементов: зонирования территории, транспортного каркаса, системы зеленых насаждений общественного пользования, системы социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Комплексный анализ функционального зонирования и планировочной структуры города выявил ряд противоречий и недостатков современного состояния городской территории.

Для организации хозяйственной деятельности в соответствие с режимом, определенным для функциональных зон, развития и упорядочение планировочной структуры города необходимо выполнение следующих мероприятий:

4. Формирование Восточного районного общественного центра с торговым комплексом. Формирование специализированного торгово-коммерческого центра (первая очередь, на расчетный срок и перспективу).

8. Комплексная реконструкция кварталов исторического центра города Элиста, с выносом городского рынка, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом планировки центра (на расчетный срок).

9. Освоение территорий, отведенных под индивидуальную жилую застройку в южной части города в соответствии с разработанным и утвержденным проектом планировки района (первая очередь).

11. Проведение реконструкции Восточной промышленной зоны под промышленные предприятия для малого бизнеса преимущественно IV и V класса вредности и жилые территории (на расчетный срок и перспективу).

Главной задачей является оформление необходимой документации, устанавливающей правовой статус земельных участков, создание полноценной кадастровой базы, организация мониторинга за состоянием и использованием земель.

1. Обеспечение детского населения дошкольными образовательными учреждениями осуществляется из расчета 85% охвата на 2026 год. Рекомендуемая наполняемость групп — 15-20 детей. Суммарная потребность детских дошкольных учреждений получена на основании прогнозируемой демографической структуры населения к 2026 году (на перспективу) в объеме 1 000 мест на расчетный период;

2. Строительство детских дошкольных учреждений в районах размещения нового жилищного строительства с учетом радиусов доступности и потребности в местах в зависимости от числа жителей (весь период);

3. Реконструкция и капитальный ремонт имеющихся дошкольных образовательных учреждений. Выделение или строительство новых зданий для учреждений, расположенных в приспособленных зданиях (расчетный срок).

4. Обеспечение детей школьного возраста местами в общеобразовательных школах с учетом: сокращения наполняемости классов до 25 учеников, односменного обучения, 100% охвата детей неполным средним образованием (I-IX классы), 75% охвата (X-XI классы) (перспектива);

5. Строительство средних общеобразовательных учреждений в районах размещения нового жилищного строительства с учетом радиусов доступности и потребности в местах в зависимости от числа жителей в соответствии с утвержденными проектами планировки и при последующих реконструктивных мероприятиях на основе определения конкретной потребности и границ земельных участков (весь период);

6. Реконструкция и капитальный ремонт имеющихся средних общеобразовательных учреждений. Выделение или строительство новых зданий для учреждений, расположенных в приспособленных зданиях (расчетный срок).

Общий объем строительства школ на 2016 г., таким образом, может быть оценен в 5355 мест. Среди них предлагается выполнить в срок до 2016 г. следующие мероприятия;

9. Подготовка проектно-сметной документации и строительство школы на 470 мест в 11 микрорайоне в соответствии с проектом планировки (расчетный срок);

10. Подготовка проектно-сметной документации и строительство школы на 600 мест в пределах XVIII РГР местоположение которой определить проектом планировки XVIII (расчетный срок);

11. Подготовка проектно-сметной документации и строительство школы на 450 мест в пределах XXII РГР местоположение которой определить проектом планировки XXII (расчетный срок);

12. Размещение в каждом жилом районе объектов дополнительного развития (художественные студии, спортивные секции) возможно в составе общеобразовательных школ (весь период).

3. Строительство трех амбулаторно-поликлинических учреждений в новых районах жилой застройки (офисов врачей общей практики или филиалов поликлиник);

1. Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства, предусматривающее обязательное размещение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования (весь период);

2. Разработка мероприятий по строительству муниципального жилого фонда в местных целевых программах и выделение площадок под такое строительство в соответствии с генеральным планом на основе разрабатываемых проектов планировки территории (весь период);

В основу прогнозирования развития экономической системы г. Элисты на расчетную средне- и дальнесрочную перспективу положены ретроспективный анализ динамики отдельных экономических подсистем, потенциал трудовых ресурсов, созданные и функционирующие производственные и инфраструктурные виды деятельности, современные и прогнозируемые тенденции развития отечественной и мировой экономики. Разработка прогноза производилась с учетом основных положений «Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 год», «Программы социально-экономического развития г. Элисты на 2006 — 2012 г.г.», «Стратегии социально-экономического развития ЮФО на 2025 г.» и других программных и прогнозных документов.

Как объект прогнозирования г. Элиста характеризуется рядом специфических особенностей, которые должны учитываться при разработке прогноза и предложений по перспективному развитию его экономики. В их числе выделяются:

— столичный статус города с функциональной структурой экономики, в равной степени представленной экономическими и неэкономическими видами деятельности;

— для обширной территории республики Элиста выступает в качестве не только основного, но и фактически единственного опорного пункта, центра социально-экономического притяжения и обслуживания;

— город находится в эпицентре своеобразной социально-экономической депрессивной в настоящее время «воронки», представленной не только всей территорией Республики Калмыкия, но отчасти и прилегающими сельскими пространствами юго-восточной части Ростовской области, северо-восточного Ставрополья и севера Дагестана. Поэтому его роль как перспективного «полюса роста», «центра развития» для данных территориальных образований может стать исключительно актуальной и важной;

— в настоящее время Элиста находится на значительном удалении от основных функционирующих сухопутных и водных транспортных магистралей, выступающих в качестве важнейших факторов развития для многих городов и регионов Юга России.

Однако, столица республики обладает большими потенциальными возможностями для коренного улучшения ситуации в этом отношении по мере осуществления ряда реализуемых и намечаемых проектов: строительство железнодорожных магистралей Элиста — Аксарайская, Элиста — Волгоград, а возможно и Волгодонск (Сальск) — Элиста — Астрахань; транспортного коридора МТК N 3 Дрезден — Киев — Ростов-на-Дону — Элиста — Астрахань — Казахстан (в месте соединения с коридором проекта ТРАСЕКА); Манычского судоходного канала; реконструкция аэропорта «Элиста» до уровня международных стандартов и др.

— Институциональные, социальные и культурные функции Элисты по отношению к окружающей ее территории резко превалируют над экономическими. В экономическом отношении город явно недостаточно интегрирован с сельскими и другими городскими поселениями республики. В структуре его потребления относительно низка доля продукции калмыцких сельскохозяйственных производителей (овощей, фруктов, яиц, молочной продукции и др.), а сам город недостаточно ориентирован на материально-техническое обеспечение и предоставление многих видов услуг подопечным ему территориям;

— для города столичного типа и сравнительно крупного по численности населения, каким является Элиста, характерно слабое представительство секторов экономики, определяющих современный научно-технический прогресс, в частности, образовательных и научно-исследовательских учреждений, наукоемких видов производств (машиностроения, тонкой химии, новых конструкционных материалов, биотехнологий и др.), да и в целом мощных предприятий, ориентированных на более широкий, чем внутриреспубликанский, рынок;

— в структуре промышленного производства недопустимо мала доля обрабатывающих производств — всего лишь около 20%, в то время как в среднем по ЮФО этот показатель составляет около 74%;

— в отличие от подавляющего большинства других городов России, особенно столичного типа, сокращение численности населения в Элисте в последние годы происходит не за счет естественной его убыли, а за счет миграционного оттока, что является признаком развития деградационных явлений в экономике и социальной сфере города, необеспеченности местами занятости, низкого уровня денежных доходов и т.д.

Диверсификация промышленного производства города, ликвидация неперспективных направлений развития, позволит преодолеть сложившееся к настоящему времени отставание промышленности и за расчетный период вывести ее на доминирующие позиции среди отраслей материального производства города Элиста.

В составе электрических генерирующих мощностей представлены уже готовая к эксплуатации новая газотурбинная ТЭЦ мощностью 18 МВт и строящаяся (1-я очередь) ветряная электростанция мощностью 50 МВт в 10 км. от Элисты в районе «Три брата».

Прогнозирование развития в Элисте в числе приоритетных легкой и пищевой промышленности обусловлено обеспеченностью их местной (республиканской) сырьевой базой, благоприятными предпосылками для становления и развития малого и среднего бизнеса, емким внутренним рынком для реализации производимой продукции, предоставлением значительного числа рабочих мест, а также значительными резервами сравнительно недорогой и неквалифицированной рабочей силы.

Машиностроение и химическая промышленность, являются важнейшими отраслями подавляющего большинства городов столичного типа в стране. Положение с их развитием может и должно измениться в перспективе.

Этому же будет способствовать и формирование транспортных коридоров и транспортно-логистического кластера, что так важно для налаживания кооперированных связей ряда видов машиностроительных производств. Благоприятные возможности для перспективного развития химических производств в городе, особенно верхних их этажей, могут сложиться с реализацией намечаемых в республике проектов строительства нефтегазоперерабатывающих предприятий.

За счет прохождения через территорию республики ряда важных транзитных транспортных коридоров и создания в ее пределах, прежде всего в Элисте, мощного транспортно-логистического комплекса. Из прогнозируемых к реализации на расчетную перспективу объектов данного комплекса выделяются:

— реконструкция аэропорта «Элиста» до уровня международных стандартов и создание на его базе к 2017 г. в соответствии с прогнозными разработками Стратегии социально-экономического развития республики современного мультимодального транспортного узла;

Обеспеченность города уникальными этнографическими, историческими, архитектурными, религиозными и другими объектами, некоторые из которых выделяются экзотичным характером. Важное место в перечне данных объектов занимает и известный далеко за пределами города и республики шахматный комплекс «Сити-Чесс». Дальнейшее развитие данного кластера может превратить его в лидера по ожидаемому приросту новых рабочих мест. В связи с этим необходимо:

3. Разработка муниципальной целевой программы «Туристический комплекс г. Элисты на 2009-2016 годы» с развитием в городе традиционных ремесел и промыслов, розничной торговли и общественного питания, производства продовольственных товаров, строительства, гостиничного сервиса и других видов деятельности (первая очередь).

7. Разработка программы развития сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2016 г. (первая очередь).

Внутригородской транспортный комплекс имеет значительные перспективы развития за счет дифференциации дорожно-транспортной сети, оптимизации маршрутов общественного транспорта, проведения ряда планировочных мероприятий по зонированию города, вывода транзитного движения автотранспорта за пределы города.

Развитие внешнего транспорта связано с реализацией «Стратегии транспортного развития Российской Федерации до 2030 года», реализацией Республиканских программ по развитию транспорта.

Столица Республики обладает большими потенциальными возможностями для развития внешнего транспорта и интеграции транспортных связей с субъектами Южного Федерального округа, включением в международную сеть транспортных коридоров:

1. Вывод внутрирегионального транзита преимущественно за пределы селитебной территории. Формирование системы транзита внешнего автомобильного транспорта по Западному обходу города (перспектива);

2. Резервирование территорий для развития железной дороги в направлении Элиста — Аксарайская и Волгоград — Элиста и развития железнодорожной станции (первая очередь).

3. Формирование грузового терминала в северной промышленной зоне города для обслуживания грузов, доставляемых железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом и для обеспечения перевалки грузов между отдельными видами транспорта (перспектива).

1. Строительство тоннеля по ул. Пушкина между ул. Клыкова и ул. Ленина для обеспечения непрерывного движения автотранспорта в меридиональном направлении. В этом случае решается вопрос проблемного узла — тупик по ул. Пушкина на пл. Ленина и необходимость объезда его по ул. Клыкова и ул. Губаревича. Ул. Губаревича на промежутке Клыкова — Сельгикова становится дублером ул. Пушкина и служит для осуществления левого поворота (расчетный срок);

2. Дублером ул. Ленина в промежутке от Балакаева до Осипенко становится ул. Горького после выноса Центрального рынка в Восточную промзону. Необходима ее реконструкция на данном участке (первая очередь);

3. Строительство еще одного дублера, более отдаленного, с использованием улиц Молоканова, Каляева между ул. Пушкина и ул. Джангара (данные мероприятия выполняются при осуществлении сноса жилых домов по ул. Троицкая) (расчетный срок);

4. Ул. Клыкова сейчас является дублером ул. Ленина, однако в центре также упирается в тупик — пл. Ленина. Проектом предлагается развитие дублера с подключением ул. Сусеева и, через примыкание в районе парка «Дружба» — подключение к ул. Кирова (на перспективу);

5. Формирование общегородской магистрали «Северная объездная дорога» (большое внутригородское кольцо) от ул. Ленина по ул. Строительной, пр. Сяяхн Тенгр, ул. Северо-Западной, ул. Тенгрин Уйдл, далее, до пересечения с автодорогой Волгоград — Элиста, вдоль северных границ 10-го и 4-го микрорайонов до автовокзала, далее вдоль промышленных территорий до пересечения с восточным въездом в город (весь период);

6. Строительство районной магистрали в южной части города от пересечения ул. Ленина и ул. Строительной, по ул. Донской и ул. Манцын Кец, ул. Скрипкина до пересечения с южным въездом в город (расчетный срок);

7. Строительства участка формирующейся общегородской магистрали в продолжение проспекта Чонкушова вдоль границ территории университета со сносом поселка Геологический до пересечения с ул. Ленина (расчетный срок).

1. Проектом предлагается формирование общегородской магистрали в продолжение ул. Джангара по ул. Кирова, Толстого, Изотова и выходом на южную объездную дорогу (расчетный срок);

2. Строительство районной магистрали в продолжение ул. 3-й проезд Спортивный для создания связи между ул. Ленина и южной объездной дорогой (расчетный срок);

3. Строительство районной магистрали в продолжение ул. 28-й Армии, далее на север вдоль ипподрома и по ул. Чограйской до северной объездной (расчетный срок);

4. Строительство участка формирующейся общегородской магистрали в продолжение проспекта О. Бендера до пересечения с северной объездной дорогой (расчетный срок);

1. Строительство автомобильных развязок на пересечениях магистралей районного и общегородского значения, реконструкция существующих развязок (весь период);

3. Увеличение протяженности линий автобусного транспорта, продление автобусных маршрутов в новые и реконструируемые промышленные районы города (весь период).

4. Организация автобусных маршрутов с использованием кольца магистральных улиц города и улиц в центральной части города (расчетный срок — перспектива).

1. Формирование системы улиц с преимущественно пешеходным движением, предназначенных, прежде всего для пешеходного движения, но предусматривающих возможность проезда легкового и обслуживающего автотранспорта (расчетный срок — перспектива);

3. Озеленение жилых территорий, создание дополнительных источников обводнения (фонтаны, пруды) в проектируемых рекреационных и общественных зонах (весь период);

4. Поддержание рационального баланса между застроенными и открытыми участками города, формирование селитебной зоны с учетом коридоров проветривания и особенностей переноса загрязнителей от производственных и коммунальных объектов (весь период).

1. Вынос за пределы селитебной территории промышленных предприятий согласно материалам по обоснованию генерального плана и схеме функционального зонирования утверждаемой части (весь период).

2. Снижение класса вредности предприятий, находящихся в пределах производственных зон и оказывающих влияние на существующую и проектируемую жилую застройку (перспектива).

3. Строительство и реконструкция транспортной системы города с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу и улучшения шумового режима (весь период).

6. Повышение уровня озелененности территории центральных районов города за счет проведения комплексной реконструкции территорий с застройкой многоэтажными домами с озелененными дворами общего пользования (весь период).

8. Комплекс мероприятий по упорядочению градостроительного освоения зон массового отдыха населения (Южный городской парк, районные парки, зон отдых будущего Элистинского водохранилища) (перспектива).

9. Разработка градостроительной документации для зон массового отдыха населения — проектов планировки и межевания (первая очередь — расчетный срок).

21. Создание компьютерной геоэкологической открытой модели города, позволяющей принимать обоснованные решения при активизации ЭГП (расчетный срок).

22. Проведение комплекса мероприятий по минимизации ущерба от ЭГП по специальным программам, разработанным на научно-производственных полигонах (весь период).

23. Строительство эффективных инженерных сооружений для понижения уровня грунтовых вод, препятствующих развитию водной эрозии, засолению ландшафтов, разрушению берегов, и других негативных проявлений ЭГП (расчетный срок — перспектива).

27. Разработка программы поддержки «экологичных» промышленных предприятий с частичной компенсацией затрат на системы очистки отходящих газов и аэрозолей, на разработку и внедрение энерго-ресурсосберегающих технологий (первая очередь).

29. Использование нетрадиционных «экологичных» видов получения электроэнергии и тепла (солнечные батареи, ветряные двигатели, термальные воды и др.) (расчетный срок — перспектива).

34. Обеспечение возможности строительство новых предприятий только при условии сохранения величины предельно-допустимого суммарного выброса города или района (расчетный срок — перспектива).

4. Строительство современных локальных очистных сооружений на территориях предприятий, производственно-ливневые стоки, которых не отвечают нормативным требованиям, предъявляемым к стокам, сбрасываемым в городскую водосточную сеть, в частности на автотранспортных предприятиях (весь период);

5. Использование поверхностных вод, очищенных на промышленных локальных очистных сооружениях, на технические нужды (полив, мойка автотранспорта и т.п.) (расчетный срок — перспектива).

1. Снижение риска возможных негативных последствий чрезвычайных ситуаций на объекты производственного, жилого и социального назначения, окружающую среду в рамках полномочий местного самоуправления (весь период);

2. Формирование системы мониторинга за опасными геологическими процессами, могущими стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций природного и характера (расчетный срок — перспектива);

1. Разработка схемы водоснабжения и водоотведения города на основании решений, принятых в генеральном плане с определением очередности строительства новых и реконструкции существующих сетей (первая очередь);

4. Строительство водопроводов-связок на территории существующих и реконструируемых районов с целью создания кольцевой структуры водопроводной сети (расчетный срок — перспектива);

8. Разработка экономических и административных мер воздействия для обеспечения строительства современных локальных очистных сооружений (ЛОС) на территориях всех производственных предприятий, технологические стоки которых не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к стокам, сбрасываемым в городскую канализационную сеть за счет собственных средств предприятий (расчетный срок);

9. Реконструкция и перекладка существующих канализационных сетей, ветхих и находящихся в эксплуатации сверх нормативного срока (30 лет) (весь период);

11. Строительство на территории индивидуальной застройки в Западном, Южном и в Северном районе локальных очистных сооружений — «септиков» для приема стоков с жилых территорий либо бетонированных канализационных ям с последующим вывозом стоков специализированным автотранспортом на городские очистные сооружения (весь период).

1. Разработка схемы электроснабжения города с учетом ввода новых энергогенерирующих мощностей (ВЭС) с уточнением объемов строительства и реконструкции объектов городской системы электроснабжения (первая очередь);

3. Реконструкция существующих воздушных электросетей с заменой изношенных и оптимизация их прокладки для уменьшения площади занимаемых городских сетей (весь период);

4. Строительство питающей и распределительной электрической сети по радиальной схеме с поперечными связями в кабельном исполнении для электроснабжения новых и реконструируемых районов города (весь период);

7. Реконструкция действующих трансформаторных подстанций с заменой установленных трансформаторов, находящихся в эксплуатации сверх нормативного срока, на более мощные (весь период);

8. Оснащение всех новых объектов жилищно-коммунального, общественного и производственного назначения современными приборами учета электрической энергии (весь период).

1. Разработка генеральной схемы теплоснабжения города с учетом использования всех генерирующих мощностей на территории Элисты и определения наиболее эффективных источников тепла (первая очередь);

2. Строительство групповых котельных в районах многоэтажной жилой застройки на реконструируемых и вновь осваиваемых территориях мощностью в соответствии с определенной проектами планировки (весь период);

3. Применение энергоэффективных индивидуальных источников тепла на газовом топливе для теплоснабжения проектируемой индивидуальной жилой застройки и мелких коммунальных объектов на всей территории города (весь период);

4. Реконструкция и модернизация существующих городских отопительных котельных с установкой энергоэффективного и экологобезопасного оборудования (расчетный срок — перспектива);

6. Строительство новых и реконструкция ветхих или находящихся в эксплуатации сверх нормативного срока (25 лет) тепловых сетей (с учетом строительства резервных связей между источниками и тепломагистралями для обеспечения надежного теплоснабжения в аварийных режимах) (весь период);

2. Строительство новых и перекладка на больший диаметр существующих газопроводов высокого и среднего давления для подачи газа новым и реконструируемым отопительным и производственно-отопительным котельным (весь период);

3. Перекладка ветхих распределительных газовых сетей высокого, среднего и низкого давления, находящихся в эксплуатации сверх нормативного срока (весь период);

4. Строительство газопроводов-связок высокого и среднего давления на территории существующих и реконструируемых районов с целью создания кольцевой структуры газовых сетей для обеспечения надежности газоснабжения потребителей (расчетный срок — перспектива);

5. Реконструкция действующих отдельно-стоящих газорегуляторных пунктов (ГРП), находящихся в эксплуатации сверх нормативного срока и имеющих недостаточную производительность (расчетный срок);

6. Оснащение всех газифицированных объектов коммунально-бытового и промышленного назначения, включая городские отопительные котельные, современными приборами учета расхода газа (расчетный срок).

1. Проведение изысканий по размещению на территории города вместо необорудованных свалок — современного полигона ТОПП, оснащенного мусоросортировочным комплексом и прессами для брикетирования отходов (а в будущем — мусороперерабатывающим комплексом) в северо-западной части городской территории (первая очередь — расчетный срок);

3. Обеспечение использования не менее 50% промышленных и бытовых отходов как вторичного сырья для производства товаров народного потребления (в настоящее время вторично используется около 38% отходов) (перспектива).

1. Разработка и утверждение в соответствии с действующим законодательством проекта правил землепользования и застройки города Элисты. Система градостроительного зонирования, вводимая правилами застройки, должна основываться на проектных решениях первой очереди и расчетного срока генерального плана с учетом реализации проектных предложений, данных на перспективу (первая очередь);

2. Правовое сопровождение реализации генерального плана посредством принятия нормативных актов, призванных стимулировать осуществление проектных мероприятий генерального плана (весь период);

3. Планировочное сопровождение градостроительного освоения территорий — планомерная разработка документации по планировке территорий (проектов планировки, межевания, градостроительных планов земельных участков) (весь период);

4. Создание системы мониторинга реализации генерального плана с использованием информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (первая очередь — расчетный срок);

5. Корректировка утвержденного проекта планировки 11 микрорайона в части изменения транспортной схемы в связи с пробивкой магистрали в продолжение ул. Ленина (первая очередь);

Корректировка настоящего генерального плана в период с 2016 по 2017 гг. с определением основных сроков нового генплана: исходный год — 2017, первая очередь — 2021, расчетный срок — 2027 г., перспектива — 2037 г (расчетный срок).

N

Наименование

Этапы реализации проектных мероприятий

2011

(первая очередь)

2016

(расчетный срок)

2026

(перспектива)

Административно-территориальное деление

1

Генеральным планом города даны предложения по организации двух административных районов города с целью совершенствования инфраструктуры по обслуживанию населения города

2

Изменение городской черты и границы городского округа:

— Изменение границы городского округа город Элиста

— Установление границы населенного пункта города Элисты

— Установление границ населенного пункта поселка Аршан

— Установление границ населенного пункта поселка Салын

— Перевод земельных участков из категории земель населенных пунктов в иные категории

Функциональное зонирование

1

Определение расчетно-градостроительных районов города на последующих стадиях проектирования

2

Вынос предприятий из Восточной промышленной зоны, прилегающих к ул. Ленина в Северную промышленную зону

3

Формирование общегородского центра

Планировочная структура города

1

Разработка градостроительной документации для районов города в виде проектов планировок и проектов межевания территории

2

Разработка проекта правил землепользования и застройки города, после утверждения генерального плана

3

Разработка проекта и утверждение городской черты с изменением по утвержденному генеральному плану

4

Формирование Восточного районного общественного центра с торговым комплексом. Формирование специализированного торгово-коммерческого центра

5

Формирование Западного районного общественного центра

6

Освоение территории на северном выезде из города под логистический терминал

7

Создание «зеленого диаметра» из системы взаимосвязанных озелененных территорий общего пользования

8

Комплексная реконструкция кварталов исторического центра города Элиста, с выносом городского рынка, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом планировки центра

9

Освоение территорий, отведенных под индивидуальную жилую застройку в южной части города в соответствии с разработанным и утвержденным проектом планировки района

10

Формирование общегородского общественного центра в районе Хурула с выходом в южную рекреационную зону

11

Проведение реконструкции Восточной промышленной зоны под промышленные предприятия для малого бизнеса преимущественно IV и V класса вредности и жилые территории

12

Формирование застройки в Восточной части города

13

Формирование застройки в Западной части города

14

Формирование Северной промышленной зоны

15

Освоение Северо-Восточной рекреационной зоны

16

Освоение территории Южного городского парка

17

Консервация городского кладбища в селитебной части города

18

Формирование системы градостроительного кадастра, обеспечение ее взаимодействия с системой земельного кадастра

Землепользование

1

Оформление документации, устанавливающей правовой статус земельных участков

2

Создание электронной базы земельного кадастра

3

Организация системы мониторинга за состоянием земель

Социальная сфера. Демография

1

Разработка городской целевой программы для увеличения сальдо миграций

2

Разработка городской целевой программы в развитие республиканской программы по повышению рождаемости

Социальная сфера. Образование

1

Обеспечение детского населения дошкольными образовательными учреждениями осуществляется из расчета 85% охвата на 2026 год. Рекомендуемая наполняемость групп — 15-20 детей. Суммарная потребность детских дошкольных учреждений получена на основании прогнозируемой демографической структуры населения к 2026 году равна 1000 мест

2

Строительство детских дошкольных учреждений в районах размещения нового жилищного строительства с учетом радиусов доступности и потребности в местах в зависимости от числа жителей

3

Реконструкция и капитальный ремонт имеющихся дошкольных образовательных учреждений.

Выделение или строительство новых зданий для учреждений, расположенных в приспособленных зданиях

4

Обеспечение детей школьного возраста местами в общеобразовательных школах с учетом: сокращения наполняемости классов до 25 учеников, односменного обучения, 100% охвата детей неполным средним образованием (I-IX классы), 75% охвата (X-XI классы)

5

Строительство средних общеобразовательных учреждений в районах размещения нового жилищного строительства с учетом радиусов доступности и потребности в местах в зависимости от числа жителей в соответствии с утвержденными проектами планировки и при последующих реконструктивных мероприятиях на основе определения конкретной потребности и границ земельных участков

6

завершение строительства школы на 935 мест в 9-м микрорайоне;

7

завершение начатого строительство школы на 750 мест в пределах XVII РГР на ул. им. Н.Шапшуковой;

8

подготовка проектно-сметной документации и строительство школы на 470 мест в 11 микрорайоне в соответствии с проектом планировки;

9

подготовка проектно-сметной документации и строительство школы на 600 мест в пределах XVIII РГР местоположение которой определить проектом планировки XVIII;

10

подготовка проектно-сметной документации и строительство школы на 450 мест в пределах XXII РГР местоположение которой определить проектом планировки XXII.

11

Реконструкция и капитальный ремонт имеющихся средних общеобразовательных учреждений.

Выделение или строительство новых зданий для учреждений, расположенных в приспособленных зданиях

12

Размещение в каждом жилом районе объектов дополнительного развития (художественные студии, спортивные секции) возможно в составе общеобразовательных школ

Социальная сфера. Здравоохранение

1

Строительство, реконструкция, либо оборудование на имеющейся базе объектов здравоохранения, в том числе

2

Строительство городской поликлиники на 500 посещений

3

Строительство трех амбулаторно-поликлинических учреждений в новых районах жилой застройки (офисов врачей общей практики или филиалов поликлиник)

4

Строительство диагностического центра

5

Строительство детской поликлиники на 550 посещений в смену (на углу улиц Бимбаева и Канукова)

6

Капитальный ремонт городской поликлиники

7

Строительство подстанций скорой помощи на территории города для обеспечения доступности всего населения

8

Строительство филиалов амбулаторно-поликлинических учреждений для приближения к жилым районам

Социальная сфера. Культура и спорт

1

Новое строительство и капитальный ремонт учреждений культурно-массового досуга

2

Реконструкция здания МУ культурного центра «Родина»

3

Открытие муниципального краеведческого музея

4

Реконструкция парка культуры и отдыха «Дружба»

5

Строительство филиалов библиотеки ЦГБ им. А.С. Пушкина в новых жилых районах

6

Реконструкция парка культуры и отдыха в центральной части города

7

Строительство парка культуры и отдыха в центральной части города (в районе Ярмарочного пруда)

8

Капитальный ремонт библиотеки им. А Балакаева

9

Размещение физкультурно-спортивных комплексов с бассейном рекомендуется на территориях новых школ

10

Строительство школы-интерната со спортивным уклоном на 60 мест

11

Реконструкция Дворца спорта в г. Элиста

12

Реконструкция ипподрома с устройством выставочного комплекса в г. Элисте

Социальная сфера. Развитие социального жилищного строительства

1

Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства, предусматривающее обязательное размещение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования

2

Разработка мероприятий по строительству муниципального жилого фонда в местных целевых программах и выделение площадок под такое строительство в соответствии с генеральным планом на основе разрабатываемых проектов планировки территории

Об утверждении Генерального плана города Элисты (с изменениями на 29 сентября 2016 года)

Название документа: Об утверждении Генерального плана города Элисты (с изменениями на 29 сентября 2016 года)

Номер документа: 1

Вид документа: Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия

Принявший орган: Элистинское городское Собрание Республики Калмыкия

Статус: Действующий

Опубликован: «Элистинская панорама», N 129, 06.07.2010
Дата принятия: 01 июля 2010

Дата редакции: 29 сентября 2016